Существует миллион универсальных способов построить головокружительную карьеру. Но все они окажутся абсолютно бесполезными, если вы не поймете, чего хотите, и будет делать «детские» ошибки, которые обязательно аукнутся в будущем. Рекомендации для карьеристов собирали мы в этой статье
Бывает ли идеальная карьера? Конечно. Но, как все идеальное, в жизни она встречается редко. Если брать, скажем, карьеру управленца, то в его послужном списке будет значиться труднодоступный московский вуз (экономическая или даже скорее техническая специальность), затем работа в международной корпорации, получение бизнес-степени на Западе (в школе из топ-10), обязательно российский опыт, также в крупной компании. Этот путь будет сопровождаться планомерным «укрупнением» должностей вплоть до позиции генерального менеджера. В итоге — зарплата с вереницей нулей и мелькание в разномастных профессиональных рейтингах. Предел мечтаний каждого? «Не уверен, что понимаю значение термина “идеальная карьера”. Здесь все зависит от точки зрения самого карьериста. Есть уважаемые профессии, не подразумевающие высокой компенсации или повышенной заметности в обществе, но люди реализовываются в них и вполне счастливы», — рассуждает Андрей Зюзин, руководитель административного управления компании «Базэлцемент». Считать, что успешная карьера определяется уровнем дохода или широтой известности, однобоко. Очень многое зависит от самоощущения. Карьерным идеалом может быть даже фриланс — работа без графика, без рабочего места и обязательств перед работодателем. Человек может чувствовать себя успешным и будучи занятым творчеством, где сами по себе карьерные успехи условны. Для других успешная карьера — это глубокое погружение в узкую специальность и постоянное совершенствование в ней, без навязчивой потребности «выбиться в начальники». «Чтобы спустя годы не было мучительно больно, каждый начинающий карьерист должен определиться, что же такое карьера лично для него. Нужно прежде всего учитывать собственные устремления, желания и способности», — уверена Марина Васильева, HR-директор компании «Финэкспертиза». Однако на практике на выбор зачастую влияют модные тенденции или чужие мнения. Поэтому самому себе сначала нужно ответить на несколько вопросов. Хочу ли я вообще делать карьеру? Какую карьеру и для кого я хочу делать? Что для меня важно — рост ответственности, признание окружающих или сопутствующие атрибуты?
Успешность своей карьеры странно равнять по сторонним, пусть и «звездным» меркам. Она должна соответствовать поставленным ранее целям. Иначе, гоняясь за чужими идеалами и исполняя чьи-то мечты, вы рискуете потерять живой интерес к тому, что делаете. И никакой внешний успех не спасет от стрессов, непременного выгорания и яростного желания уехать куда-нибудь на Гоа или в Тибет в поисках ответа на вопрос: чего я все-таки хочу от этой жизни?
Заветы Ленина
Но не стоит сбрасывать со счетов и другой, более приземленный взгляд на проблему идеальной карьеры — взгляд работодателя. Как правило, он выискивает среди кандидатов человека с безупречным резюме, и здесь есть свои параметры из модельной серии 90–60–90. В целом у работодателя подход простой: риски компании будут тем ниже, чем логичнее и последовательнее выглядит предшествующий опыт соискателя. Причем нанимателя раздражает и излишне стремительная, и непозволительно медлительная карьера. «Чем меньше скачков из индустрии в индустрию, чем динамичнее карьерное продвижение, тем привлекательнее, идеальнее кандидат выглядит в глазах работодателя», — подтверждает директор Ancor Retail Staffing Solutions Андрей Шлесин. Наличие престижного и профильного образования не стоит недооценивать. Конечно, человек может разочароваться в профессии во время обучения, но при прочих равных условиях наниматели предпочтут кандидата, закончившего профильный вуз. «Известность учебного заведения также имеет значение — это показатель интеллектуальных возможностей человека и его способности преодолевать социальные фильтры», — считает Андрей Шлесин.
В вопросе об образовании эксперты дружно сходятся во мнении: девиз Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться» жил, жив и будет жить. Учиться нужно много, сосредоточенно и лучше прагматично — по специальности, а не «чему-нибудь и как-нибудь». Лихие 1990−е годы, когда казалось логичным не тратить время на просиживание в аудиториях, а сразу врываться в жизнь (бизнес), прошли. Инвестиции в образование сейчас выглядят едва ли не самыми оправданными. Очевидно, что наибольшую роль «корочка» играет на первых карьерных этапах, когда у кандидата трудовой опыт минимален и работодателю часто не за что зацепиться, кроме как за диплом авторитетного вуза. «И “здесь и сейчас”, и “там и всегда” — в любом случае необходимы знания. Чем тяжелее этот багаж, тем легче подняться по карьерной лестнице, — добавляет Александр Кондратенков, президент Русской страховой транспортной компании. — Лица, не получившие высшего образования, могут рассчитывать только на низкоквалифицированную работу или знакомых, которые помогут устроиться. Давно не редкость получение второго, а иногда и третьего образования, причем делается это отнюдь не для галочки». Во многих профессиях, будь то юриспруденция, медицина или финансы, без профильного диплома о высшем образовании не обойтись в принципе. Некоторые позиции в тех же юридических или финансовых службах крупных международных фирм требуют получения дополнительных сертификатов и степеней. Это трудно, долго, затратно, но необходимо.
Если со специализацией-мечтой не определились, упирайте на широту базового образования и бренд учебного заведения. «После школы структурно о карьере не задумывалась, хотя и было понятно, что в принципе она нужна. Поэтому институт выбирался по уровню образования, а не по его направленности, — рассказывает Елена Чернолецкая, инвестиционный консультант УК “Метрополь”. — Такой подход себя оправдал: МГИМО, для поступления в который пришлось потрудиться, дал настолько серьезную подготовку во многих областях (экономика, история, юриспруденция, иностранные языки), что в дальнейшем это позволило легко осваивать различные и специфические профессиональные сферы, в частности методики работы на фондовом рынке. А вот выбор фактического направления карьеры осуществился практически случайно». Работать Елена начала на четвертом курсе в качестве помощника юриста в компании — интернет-брокере, но быстро поняла, что заниматься правом профессионально ей неинтересно. Зато совершенно незнакомый фондовый рынок студентку привлекал. Начав параллельно с прямыми обязанностями помогать аналитическому отделу, к моменту выпуска из института Елена получила знания и опыт, которые позволили ей выйти на рынок труда профессиональным аналитиком.
Советы для правильного карьериста
Основной вопрос в деле построения правильной карьеры — где и как ее, собственно, начинать? По словам кадровиков, этот вопрос задается им чаще других.
Совет №1: следует стажироваться (или работать) во время учебы, причем по возможности в разных компаниях, а лучше в разных индустриях. Иначе как вы узнаете, что вам ближе? Мой знакомый Михаил Б., обучаясь в Финансовой академии, прошел четыре стажировки — в аудиторской и лизинговой компаниях, в пенсионном фонде и инвестбанке. Последний вариант понравился больше всего. Такая суетливость во «взрослой жизни» может вызвать у работодателя недоумение. Хотя партнер рекрутинговой компании Antal International Наталья Куркчи отмечает, что недавно это была вполне типичная ситуация: «В России редко строят правильные карьеры — рынок развивается слишком непоследовательно. Есть люди, которые сейчас занимают позицию финансового директора, а два года назад были маркетологами, а еще раньше сейлзами. Работодатели тогда спокойно относились к этому, сейчас они требуют определенного опыта по специальности».
Совет №2: не гнаться за должностями, стараясь сразу после вуза прыгнуть в начальническое кресло. Дмитрий Богданов, директор департамента развития клиентских отношений УК «КапиталЪ», развил эту мысль довольно точно: «Чтобы стать хорошим генералом, нужно научиться быть хорошим солдатом, лейтенантом, капитаном… Главное — не застрять в прапорщиках». Нередко вчерашние выпускники оказываются перед выбором: скажем, стать руководителем направления в маленькой фирме и с хорошим окладом или ассистентом в крупной компании. Понятно, что начинать с нулевой позиции и зарплаты $500 менее приятно, и тогда выбирается первый вариант. Но надо отдавать себе отчет, что сиюминутная выгода может означать потерю больших перспектив. Масштабные организации, особенно международные, хороши тем, что у них отлажены процедуры обучения и профессионального развития молодых специалистов, там гарантированы стажировки за границей и разнообразные тренинги. Карьерный рост в таких компаниях особенно ценен, потому что там постоянно осуществляется тщательно продуманный, естественный отбор и построить случайную карьеру практически невозможно.
«Приходя в небольшие компании, молодые специалисты имеют шанс довольно быстро достичь желаемой должности и желаемого уровня зарплаты, но они, как правило, менее востребованы в будущем, в частности в международных корпорациях», — объясняет управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman Михаил Торчинский. Показательная история: девушка после окончания Плехановской академии сразу же стала финансовым директором в маленькой фирме, но через два года поняла, что никакой она не директор и ценного опыта здесь не получит, и пошла в фирму из тогда еще «большой пятерки» (ведущие аудиторские компании — Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche и Arthur Andersen. — Прим. D’) на стажерскую позицию. В маленькой, но динамично развивающейся фирме, по словам специалистов, тоже можно начинать, но лучше не с топовых позиций, а снизу, и расти вместе с ней. «Компания, которая способна организовать обучение и регулярно развивать своих сотрудников, кажется более привлекательной. Но, с другой стороны, фирма, в которой вы все открываете и познаете самостоятельно или с незначительной помощью коллег, возможно, будет для вас более понятна и прозрачна, — рассуждает Вадим Мамонтов, гендиректор компании “Парк.ру”. — Главное — не ограничиться своими должностными обязанностями. И в будущем вы массу задач сможете решать эффективнее».
Но здесь важно уметь перешагивать через уже полученный полезный опыт и идти дальше. Вот говорящий пример: Вячеслав П. приехал в Москву из Томска, где работал начальником телекоммуникационного отдела в крупной по местным меркам фирме. Посчитал, что на региональном уровне достиг своего потолка. В столице он получил два предложения по работе — от Golden Telecom (на должность руководителем проекта) и от небольшой компании — интегратора систем связи, где нужно было продвигать новое оборудование. Вячеслав выбрал второй вариант, а через полтора года начал искать новое место: слишком скучно и бесперспективно было на прежнем. На одном из бесчисленных собеседований услышал: «Если бы у вас был опыт работы в крупной организации типа Golden Telecom, был бы другой разговор». Получилось так, что, переехав в Москву, человек все равно остановил свой выбор на «региональном» варианте и потерял таким образом несколько лет. После тридцати это вряд ли можно посчитать простительной ошибкой. Причем сейчас он делает еще одну: хочет пост технического директора, и не меньше; как результат — уже полтора года ищет работу.
Завышенные должностные и зарплатные ожидания вообще вполне в духе времени: сказывается перегретый рынок, нехватка кадров, готовность многих работодателей переплачивать «молодым и перспективным». «Есть серьезные конторы, готовые выпускнику с однолетним опытом работы платить по $6 тыс. в месяц. За что, интересно? — удивляется знакомый хедхантер. — Но при этом не факт, что у этого выпускника через несколько лет все будет шоколадно. Он вряд ли поймет, что этих денег не стоит, что ему их надо догонять опытом. И очень удивится, когда через два года работодатели не захотят платить ему $9 тыс. Нужно реально себя оценивать. И вообще, не надо быть алчными». Чем не совет №3?
Очень важное для карьериста слово, по мнению руководителя московского офиса компании THI Selection Юлии Ивановой, это networking (от англ. «налаживание связей»): «Важно оказаться в нужное время в нужном месте. И я не имею в виду исключительно фактор везения. Огромную роль здесь играют контакты и деловые связи. Их планомерное развитие и поддержание может очень помочь в деле построения карьеры». Симптоматичный пример: Валерий Р. уже в ранней юности усвоил это правило, с каждого институтского праздника он уходил, добыв несколько телефонных номеров новых знакомых, причем не всех подряд, а явно перспективных, и на протяжении многих лет умудрялся не терять связи с нужными людьми. Все смеялись над его прагматизмом, но смех смехом, а работа всегда сама находила Валерия, и сейчас он занимает пост финансового директора в крупном производственном холдинге.
Засиделся — уходи
Люди довольно инертные существа. Если тепло, стабильно и комфортно, они «залипают» в конторе, где, к примеру, платят приличные деньги, но карьерный рост светит лет через двести. Как понять, что это не вариант и заставить себя шевелиться? «Компанию нужно покидать, когда вы отчетливо осознаете, что, оставаясь на месте, теряете время и упускаете возможности, — определяет Андрей Шлесин. — При этом переход в другую организацию с повышением в должности подобен обгону с выездом на полосу встречного движения. Это риск и для работодателя, и для вас. Так что не уверен — не обгоняй. В то же время надо помнить, что долгое сидение на одном месте — признак исчерпанности, при этом вы можете сколько угодно говорить о своей лояльности к компании и о том, как любите свою работу». Если ощущение «что-то здесь не так» в вас поселилось, лучше не тянуть и хотя бы начать исследовать рынок предложений и походить по собеседованиям. После трех лет работы на одном месте поиском нового нужно заниматься в обязательном порядке. Не обращать внимания на внутреннее недовольство положением вещей и потерю мотивации чревато профессиональной деградацией, а потом, вероятно, и депрессией. «Лучше не затягивать и начать шевелиться сразу, — соглашается Александр Варенцов, заместитель гендиректора СГ “Межрегионгарант”, — поскольку с каждым годом все труднее и труднее заставить себя что-то изменить. Человек попросту врастает в рабочее место, хотя работа, возможно, уже давно не приносит ему удовольствия и не отвечает его требованиям». Ждать у моря погоды, отдавая лучшие годы одной компании, где все приятно и неизменно, — из серии ошибок.
Еще один серьезный прокол — получив выгодное предложение, приходить к действующему работодателю с надеждой выбить из него больше денег. Совсем некрасиво после этого продолжить торговаться с потенциальным работодателем, заставляя его быть еще щедрее. «Подобное поведение грозит полной потерей репутации, — объясняет Наталья Куркчи. — Вот недавний случай: компания, узнав, что кандидат торговался с действующим работодателем, разорвала с ним все договоренности и пообещала, что ему будет очень непросто устроиться на работу в этом секторе».
На карьерном пути бывает совсем не лишним почаще сверяться с долгосрочными целями, чтобы не утонуть в повседневной текучке и не сбиться с генерального курса. Это в 1990−е годы карьеру делали интуитивно, сейчас — прагматично. «Я всегда серьезно думал и думаю о построении карьеры. К выбору каждой работы подходил очень тщательно, хотел, чтобы с каждым следующим шагом я рос профессионально, а также развивался личностно, — делится опытом управляющий директор Российской национальной ассоциации SWIFT Степан Кузнецов. — Главное в сознательном построении карьеры — умение взглянуть на происходящее сверху. Понять, куда движешься, все ли удачно и что необходимо предпринять завтра».
Комментариев нет:
Отправить комментарий